Методика «Кубики Кооса» и ее применение

Данная методика применяется для психодиагностики, по результатам которой определяются умственные способности и особенности характера человека. Применять методику можно по отношению к взрослым и детям от пяти лет и старше.

Методика «Кубики Кооса» и ее применение Этот метод применяют в целях диагностики различных отклонений от нормы. Ниже представлены категории болезней и особенностей, под которые попадают испытуемые:

  • шизофрения;
  • нарушения в развитии у детей;
  • повышенный уровень способностей;
  • невроз в детском возрасте.
  • Методика также применяется в тестах на профессиональную пригодность и выявление интеллектуального потенциала.

При работе с детьми, методика помогает формировать внимание, а также развивает пространственное мышление с раннего возраста.

Принцип работы методики «Кубики Кооса» и ее описание Суть работы метода не меняется при работе с взрослыми или детьми, но имеет различную форму проведения в зависимости от возраста испытуемого. Во время проведения теста применяются специальные кубики с окрашенными гранями, с их помощью необходимо выполнять различные задания. В комплекте с кубиками дополнительно используются карточки с указанными в них заданиями. Количество используемых деталей в тесте может разниться, в зависимости от ситуации и испытуемого. Стандартный набор имеет 16 деталей, при работе с детьми обычно используют 9.

При проведении теста с детьми,главная задача ребенка заключается в складывании кубиков по шаблону указанному на карточке для образования определенного узора. Уровень сложности узоров отличаются друг от друга и выдаются поочередно в заранее установленной последовательности. После завершения тестирования, учитывается показатель затраченного времени на решение задач.

Существуют некоторые рекомендации для более успешного проведения тестов при применении методики:

  • перед началом проведения теста, необходимо вместе изучить все элементы, осмотреть какого они цвета, и какое задание указано в карточке;
  • до того как ребенок приступит к заданию,необходимо спросить каким образом он будет его выполнять и в какой последовательности;
  • отмечен положительный результат, если во время выполнения задания ребенок объясняет последовательность действий;
  • если возникают трудности в решении задания,необходимо подсказать правильное решение или показать, как нужно делать;
  • для достижения положительного результата решения,количество проведения упражнений не ограничивается.
  • Предварительно перед началом проведения тестирования, можно отметить положительным результат, если ребенок расскажет или покажет все необходимые для построения узора элементы.

Установленные нормы времени, и значения узоров, указываются в протоколе проведения тестов, по ним фиксируют итоговые результаты.

Особенности, возникающие при проведении тестов и их значение:

  • Возникают трудности в ходе выполнения задания,или ребенок вовсе не может его решить даже после демонстрации решения – это указывает на отклонение в зрительной координации;
  • Важность начала и выбор первого элемента – перед началом проведения теста, необходимо внимательно следить: какой кубик был взят первым, на какой угол и цвет было обращено внимание, сколько времени для этого потребовалось, и были ли сравнения с другими элементами;
  • В процессе выполнения задания испытуемый невнимателен, не может определиться в действиях, применяет нестандартные методы решения – по этим критериям определяется характер и степень личности;
  • При выполнении задания, необходимо следить за движениями и их количеством. Минимальное количество движений и совершенных действий, указывает на хорошо развитую зрительную координацию, а также на высокую способность конструктивного мышления;
  • При проведении теста, применяют усложненные задания – это задания, которые вызывают сложности в решении в отличие от остальных и требуют больше времени, подобный прием практикуется для повышения уровня абстрактного мышления;
  • Феномен игнорирования – возникает в процессе выполнения задания и может быть двух видов. В одном случае игнорируется цвет и вместо одного выбирается другой, во втором игнорируется форма изображения, вместо той, что указана в задании выкладывается другая.

    Данные тестирования в основном применяют для определения конструктивного мышления, которое в свою очередь задействует пространственный анализ. По итогам тестирования можно выявить ряд патологий и психических отклонений. Результаты тестов сохраняются в клинике долгое время и являются приоритетным показателем при лечении тяжелых форм психических отклонений.

поделиться с друзьями