Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально, разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.
Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах. Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. За более чем 100 лет существования педагогической системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования.
Одним из ключевых элементов философско-педагогической системы Монтессори является понимание, что у каждого живого существа на Земле есть свое предназначение. Последние 10 лет жизни М.Монтессори прожила в Индии, куда приехала по приглашению Ганди, и Индия довольно сильно повлияла на нее и обогатила ее взгляды. Там она столкнулась с очевидным слиянием человека с природой и осознанием своего места в жизни, миссии, которая есть у каждого. У индусов эта философия – часть повседневной жизни. В Индии Монтессори осознала концепцию космического воспитания и ввела это понятие в свою педагогику. Основа концепции космического воспитания – в понимании взаимосвязей мира, в осознании цели и назначения каждого живого и неживого элемента космической системы.
Мы не знаем, какая жизнь ждет ребенка через 10, 20 лет, и самая главная задача, которая стоит перед родителями, – в том, чтобы помочь ребенку стать человеком своего времени, своего места. Ему необходимо адаптироваться и быть успешным в тех условиях, в которых ему придется находиться. Сейчас это особенно остро осознается и понимается. Если раньше еще можно было как-то прогнозировать свою жизнь – детский сад, школа, институт, работа, то сейчас уже каждые 5 лет появляется огромное количество профессий, о которых никто не подозревал всего какое-то десятилетие назад.
Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. Она не подходит тем, кто не готов расти вместе с ребенком, как родитель, не готов трансформировать свой подход «я главный, я знаю, как лучше». Если у родителей нет понимания, что рядом с ними личность со своими потребностями, причем разными на разных этапах взросления, – потребностями, которые необходимо изучать, чтобы вовремя увидеть и оказать помощь (родители очень быстро забывают свое детство). Родителям дано великое право – провести человеческое создание по пути становления и дальше отпустить его в жизнь. Если же родители готовы осознать, что ребенок – это не их собственность, не его продолжение и не тот, кто должен расплачиваться за нереализованные родительские планы, тогда система Монтессори станет для него прекрасным инструментом, помогающим в жизни.
поделиться с друзьями